Тодес - это не только танцы, это и воспитание

Для киевской школы-студии "Тодес" 21 марта - не просто дата, а важный день, памятный ученикам, воспитанникам и педагогам коллектива. 15 лет назад в этот день студия впервые открыла двери тем, кто хотел присоединиться к большой танцевальной семье балета Аллы Духовой. Все эти годы Киев бесперебойно готовит новых талантливых танцоров, которые продолжают карьеру в качестве артистов балета и реализуются как хореографы и педагоги.


Последние 9 лет киевскую школу "Тодес" представляет Андрис Капиньш, директор студии, которого все называют не иначе, как "папа Андрис". За это время он успел себя испытать в качествах режиссера-постановщика телевизионных проектов, педагога, хореографа и строгого судьи. Так же Андрису удалось покорить Украину и вместе с командой одержать победу во втором сезоне танцевального шоу «Майдан`s». Но всё-таки, невзирая на все достижения, сердце Андриса всецело принадлежит любимому коллективу.

 

todes_3.jpg


Андрис, как началась ваша карьера в "Тодесе"? Что привело в мир танца?


Случайность. Всё произошло крайне неожиданно, по крайней мере для меня. Я достаточно серьёзно занимался в рижском модельном агентстве, и у нас там были хореографические постановки. Однажды моя подруга, увидев меня на сцене, сказала, что мне нужно в "Тодес" и только в "Тодес".

На тот момент я совершенно ничего не знал о балете, так что меня просто взяли и привели за руку, не слушая возражений. После первого же занятия я понял, что попал в правильное место. Моим первым педагогом был и остается Вячеслав Игнатьев, один из основателей балета, и именно благодаря ему я почувствовал, что это моё.

И уже спустя полтора года, в начале 2000 года, я уехал в Москву и начал работать в основном составе. На тот момент это был маленький коллектив, гастрольный состав лишь 16 человек. Я тогда и представить не мог, что буду директором школы и детским педагогом!


Сложно ли было так резко и достаточно кардинально менять жизнь?


У меня всегда было стремление к авантюрам, к тому же в Риге особенно ничего не держало. В "Тодесе" же я сразу попал в эпицентр творческой жизни: известные артисты, концерты, знакомства. Со множеством людей до сих пор поддерживаю отношения, несмотря на 15 лет кочевой жизни.


Сложно было в физическом плане. Уровень подготовки артистов балета всегда был очень высокий, и чтобы соответствовать, приходилось постоянно заниматься, учиться классике, джазу, разным танцевальным техникам.

Иногда просыпался ночью от судорог, всё болело постоянно! Алла Владимировна Духова приглашала гуру танцев, очень сильных педагогов и артистов. Благодаря им мы достаточно быстро набрали форму. А с 2001 года я уже начал преподавать, и вот тогда жизнь уже изменилась кардинально.

 

todes_2.jpg


А что стало причиной смены концертной деятельности на педагогическую?


В этом момент у нас активно начали развиваться студии в разных странах, и Алла Владимировна увидела во мне хорошего педагога. Я начал ездить по разным городам: София, Вильнюс, Таллин, Петропавловск-Камчатский, Алматы... В этих школах был первым педагогом, открывал их, задавал темп, давал основы техники и стилистики.

В перерывах снова возвращался на сцену в качестве артиста балета. И было очень сложно перестраиваться, так как, работая педагогом, танцуешь всё же меньше. Нужно ещё месяц восстанавливать форму, в два раза больше заниматься с репетитором и постановщиком. И вскоре я понял, что чувствую в себе скорее потенциал педагога, нежели артиста. Я позвонил Алле Владимировне, сказал ей об этом, на что она ответила: "Выбирай школу".


И вы выбрали Киев?..


Да, я приехал преподавать в 2004 году, хотя знал об этой школе уже давно, видел их на открытом уроке в Москве. И мне очень хотелось попасть именно в Киев, потому что я увидел, что подготовка ребят на высшем уровне, сильная рабочая группа. Много людей, которые сейчас работают на сцене - именно из этой группы: Саша Лещенко, Лина Верес, Даша Маликова, Мария Кравцова, Настя Кумейко и др.


Киевская студия была открыта еще в 2001, и первый урок здесь провела Анна Сядристая, экс-солистка, педагог, хореограф и на данный момент директор студии Тодес-Балашиха. Её огонь и энергия стали двигателем для развития школы. Также здесь работали мои друзья - Вячеслав Игнатьев и Евгений Гейман Хейманис, которые сделали мне отличную рекламу среди учеников (смеется).

Так что, когда я приехал, меня встретили ооочень гостеприимно. Но я тогда и не подозревал, что останусь в Киеве, даже мыслей не было. Думал: приеду, сезон отработаю и всё. А дальше, как всегда, вмешался случай. Встретил здесь девушку и с первого взгляда в неё влюбился.

Сейчас эта девушка моя супруга, и у нас двое прекрасных детей. Это сыграло большую роль в том, что я сейчас в Киеве и с 2007 года являюсь директором киевской школы-студии "Тодес". Кстати, в этом году киевской студии исполняется 15 лет.


Долго привыкали к новой должности?


Да, первое время я даже как-то стеснялся называть себя директором, не мог привыкнуть к этому. Это был насыщенный и сложный период. Я приходил в школу пораньше, убирал, готовился к уроку, занимался административными вопросами.

Непросто было ездить и встречаться с не всегда позитивными людьми, решать разные проблемы, а после этого приезжать на детские занятия и рассказывать малышам, что танец - это прекрасно. Со временем появились педагоги и администраторы, и это немного облегчило дело. К тому же была безумная мотивация и желание создать действительно прекрасную школу танца!


С какими сложностями вы сталкивались именно как педагог?


Поначалу мне было сложно работать с маленькими детьми. Было мало опыта, боялся надавить, сделать что-то неправильно. Но с появлением сына стало легче. Сейчас я их прекрасно слышу, как и они меня. Дети - это всегда лёгкий хаос, но хаос позитива!

На данном этапе мне, наоборот, комфортнее с ребятами до 13 лет. Это ещё чистые и не избалованные социумом умы. Мы ведь всё время задаемся вопросом, как изменить будущее. Так вот, я пришел к выводу, что это возможно только вкладывая в детей правильные ценности и традиции: трудолюбие, уважение к старшим, заботу о младших, чувство красивого...

И поэтому я люблю с ними работать, потому что ещё могу достучаться. "Тодес" - это ведь не только про танцы, это и про воспитание. Каждый урок - это не голая техника, ты всё время ведешь диалог. Нужно мотивировать, добраться до струн ребёнка. Подход можно найти ко всем.

Я всегда задаю вопрос новым ученикам: "Зачем вам это нужно?". Кто-то понимает, о чем речь, и может ответить, тогда с ним уже просто работать. Если же ответа пока нет - сложнее, приходится, как рыбаку, закидывать удочку и пытаться что-то вытянуть.

 

todes_1.jpg


А дети вас чему-то научили?


Терпению. Ведь проще всего закричать, сказать- ты ничего не умеешь, разнервничаться и плюнуть на всё. Педагогу же нужно взять на себя ответственность. Она давит - сложно, когда на тебя возлагают большие надежды. И ты из-за этой ответственности боишься чего-то не знать, не уметь, неправильно подать. Но о ней нельзя забывать.

Поэтому важно признаться самому себе, что ты не супергерой и знаешь далеко не всё. Для меня избавление от собственных страхов, принятие себя стало моментом освобождения и откровения. И ты не имеешь права в этот момент врать.

Врать детям очень опасно, ты оставляешь неправильный след. Запрещено.


Важно осознанно и целенаправленно проводить уроки, каждое занятие должно принести определенное знание. Когда работаешь с подростками нужно готовиться особенно интенсивно. Им нужно самое современное и интересное, начиная от хореографии и заканчивая музыкой.


Нужно расти вместе со своим учеником, рядом с ним. Нельзя ставить себя выше и учить тому, что сам не прошел. Преподавательская деятельность - постоянное самообразование.


Какими достижениями киевской студии вы гордитесь? Что было самым знаковым или запоминающимся для вас?

Знаете, между педагогами часто возникают обсуждения, кто кого воспитал, кто чей ученик... До того, как остаться в Киеве, я каждые полгода переезжал и преподавал в разных студиях. То есть ты уезжаешь и зачастую больше не видишь своих учеников, и из-за этого находишься в сомнениях: правильно ли всё сделал, всё ли дал, что мог.

А в Киеве уже появился первый, полностью воспитанный на моих глазах состав. И мы начали участвовать в "Народній зірці", "Голосі країни", выступали на шоу «Майдан`s» и на других проектах. Сейчас из этого состава в "Тодесе" работают три педагога и три артиста балета: Гена Дудкин, Кирилл Орлов, Лена Коваль, Юля Щербань, Вадим Марченков и Юля Гринько.

Да, этим я горжусь. Некоторые, конечно, разбежались по разным коллективам и порой стесняются, наверное, говорить, что они учились в "Тодесе" (смеется).


Ярко запомнился финал первого «Майдан`sа». Выступили так, что педагоги-постановщики московского "Тодеса" сказали: "Андрис, ты с ними круто поработал, классно вычистил." Конечно, «Майдан`s» трудно с чем-то сравнивать.

Это работа с большим количеством людей, большая часть из которых любители. Поэтому главным является умение донести до каждого, что от него требуется. Нужно собрать всех в единое целое, чтобы создать вместе номер, который наполнен не только хореографией и рисунком, но и является единым живым организмом, заряженным мощной положительной энергетикой. Это интересно технически, работать с 500 людьми. Попробуй достучаться до каждого.


"Тодес" не теряет популярность уже 29 лет, а это поразительный результат. Что такого особенного в балете, какая отличительная черта?


Это люди, которые собрались вокруг Аллы Владимировны. Все они абсолютно бесшабашные и крайне преданные делу, которым живут. Тут умеют вдохновлять.

Мои учителя Вячеслав Игнатьев, Андрей Бень, Владимир Чинаков, Игорь Наумов, Александр Рогожин - научили меня чувствовать танец, жить им. Алла Духова открыла для меня сцену. Эти люди не только меня вдохновляют, я ими восхищаюсь!

 

плашка_на_правах_рекламы.jpg

Читать также

Mira09 14 марта 2016, 14:03 #
люблю люблю люблю такие представления!!! побывать довелось лишь однажды, но впечатлений хватило надолго!!!
Читать все комментарии

 

google-site-verification: googleccb7f7df7e1ba7c7.html