Перспективы украинской моды: кто виноват, и что делать?

Страна, в которой 14 год подряд проходит Неделя Моды, где существует огромное количество дизайнеров (и пусть в их числе есть те, кто всего лишь так называется) обречена на то, чтобы мода развивалась. Украинская мода – оксюморон? Гипербола? Или реальность? Есть ли она, и какова она на самом деле, вне подиумных показов и отснятых лукбуков?

 

айсина.jpg

Julia Aysina

 

Скептическая улыбка – довольно стандартная реакция на любые разговоры, касательно украинской моды. Почему так? Ведь и дизайнерские шоурумы у нас процветают, и за рубеж мы начали ездить с неделями украинской моды – вроде бы, пытаемся заявить миру о себе, но откуда скептицизм?

Во-первых, из-за ряда факторов, которые на корню отсекают понятие украинской моды от общепринятого во всем мире: Недели Моды у нас проходят с грандиозным запозданием (может, дизайнеры ждут, что бы эдакого подсмотреть у западных коллег?), тенденции зачастую совершенно оторваны от того, что происходит во всем мире (и нет, это не наш особый колорит, а просто оторванность от реальности). Кроме всего прочего, большинство дизайнеров распродают свои коллекции до того, как начинается соответствующий им календарный сезон: показанную в марте зимнюю коллекции продают тут же, не отходя от кассы, что нарушает какой-либо логичный ход событий. И плюс ко всему, деятельность дизайнеров порой напоминает деятельность ателье по индивидуальному пошиву одежды.

 

voronin.jpg

Voronin

 

Но к сожалению, положение дел в сфере украинской моды как раз располагает именно к тому, чтобы заниматься индивидуальным пошивом – модная индустрия пока не является индустрией прибыльной, и поддержки от государства ждать не приходится. Фабрики, текстильное производство в нормальном, стабильном, налаженном состоянии кажутся чем-то космически недосягаемым. И тем, кто выбрал пошив одежды своей жизненной стезей, приходится, как говорится, «крутиться», как только возможно.

Еще одной проблемой украинской моды является ложное представление многих дизайнеров о моде в целом и их собственном творчестве – в частности. Некоторые застряли в трудных 90х – трудных во всех отношениях. Нормальной одежды не было, мы вынуждены были носить отвратительные турецкие шмотки, которые, как нам казалось, выглядят по-новому, ярко и модно. Ох, как же были мы не правы. И вот эти «модные» отголоски до сих пор сквозят в коллекциях некоторых дизайнеров: материалы дешевые, вычурные и безвкусные, что порождает точно такие же вещи.

 

kislenko.jpg

Liudmila Kislenko

 

Собственно, это лишь полбеды – гораздо печальнее то, что объективно указать на правду дизайнерам некому. Фешн-критика как таковая Украине отсутствует. Что мы наблюдаем в сети после окончания Ukrainian Fashion Week? Правильно – перепечатанные пресс-релизы. Редко какой журналист осмелится высказать пару острых фраз в адрес очередной коллекции, исполненной пошлости и безвкусицы. Получается вот что: у нас попросту не принято критиковать. А если вы критикуете, значит, вы завидуете, вы несправедливы, вы озлоблены. Одним словом, классика жанра – вы что угодно, кроме объективного зрителя.

Украинская мода порой напоминает большую семью или большой, дружный итальянский квартал, где все сто лет друг-друга знают, все в настолько тесных, теплых отношениях, что сказать хоть слово критики в адрес «ближнего своего» считается преступлением и жутким оскорблением. Поэтому, все лишь ограничиваются тихим шепотом за спиной и невнятными намеками на то, что что-то да не так.

 

zalevskiy.jpg

Zalevskiy

 

Задача журналиста, в первую очередь, говорить правду, только правду и ничего, кроме неё, родимой. И вины журналиста в том, что по подиуму ходит откровенно некачественный продукт, нет. А следовательно, нет объективных причин хвалить и поощрять то, что не заслуживает этого.

Помните великолепную фразу – «талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами»? Именно так и обстоит дело с украинскими дизайнерами. Поддерживать нужно тех, кто действительно этого достоин. Дизайнеры, на чьи плечи уже буквально через пару лет ляжет бремя задавать настоящие тенденции для национальной моды, обязаны заручиться поддержкой прессы. Для этого им и делать-то ничего особенного не нужно – просто работать и продолжать выпускать на свет очередные коллекции прекрасных творений.

С теми же, кто убежден в своей неотразимости, таланте и уникальном дизайне изделий, гораздо сложнее найти общий язык. Логика, основанная на наличии постоянных клиентов, практически не пробивается железными аргументами и доводами, что ЭТО – не модно, не красиво и не актуально. У псевдо-дизайнеров, отшивающих вещи из дешевых тканей с вульгарным и откровенно безвкусным пошивом всегда будут покупатели – таков закон. На каждый товар, знаете ли… Но это еще не говорит о том, что они имеют хоть какое-то отношение к моде.

 

karpishina.jpg

Karpishina

 

Аплодисментов и букетов от группы поддержки в виде родственников, друзей и пары клиентов после показа не достаточно для того, чтобы признавать безусловный успех коллекции. Пресса должна полностью абстрагироваться от внешних факторов и сосредоточиться на коллекции.

Иначе, если и дальше будет продолжаться игра в молчанку со стороны читаемой прессы, мы так далеко не уедем. В прессе то и дело звучат имена талантливых, перспективных и коммерчески успешных – но их гораздо меньше, чем участников противоположного лагеря. И если продолжать ставить на одну ступень тех, кто создает настоящую моду, и тех, кто, расписав одну футболку, решил, что он полноценный дизайнер, к украинской моде всегда будет несерьезное отношение. И скептическая ухмылка так и останется здоровой реакцией на все разговоры об отечественной модной индустрии.

 

komardina.jpg

Liudmila Komardina

 

Да, без поддержки государства сложно что-либо сделать. Но, кажется, мы уже так привыкли не надеяться на правительство, что пройдет пару лет, и дизайнеры на частной основе поставят на ноги производство тканей и одежды как таковой. Дай бог, чтобы было хоть так. Пора бы прекратить возить дорогущие материалы из-за рубежа, что обусловливает высокие цены на стильные, красивые, но зачастую очень лаконичные наряды, глядя на которые сразу становится невдомек, почему они так дорого стоят.

А цены – это еще одна проблема украинской моды. У нас нет дизайнерской одежды, которую мог бы себе позволить среднестатистический украинец. То есть, она есть, но для того, чтобы ее отыскать, нужно потратить немало времени и усилий, чего никто не собирается делать. Поэтому мы и топаем в масс-маркет, который еще более благодатен в период распродаж. Дизайнеры же, как правило, шьют вещи дорогие, которые попросту не по карману. При наличии нормального производства и материалов здесь, в Украине, можно было бы думать о более массовом изготовлении одежды и, соответственно – о более бюджетном и доступном.

 

zemskova-slastion.jpg

Сюзанна Сластион, Земскова-Ворожбит

 

Подводя итог, сказать можно следующее: честная пресса, объективно талантливые дизайнеры без звездной болезни и более массовое производство из тканей по адекватным ценам – это то, чего украинской моде не хватает. Хотя, главный бич этой темы – так называемое кумовство. Те самые полу-дружеские отношения, которые на корню убивают объективный взгляд на вещи. Мы все боимся перейти кому-то дорогу, задеть, обидеть и так далее. Нельзя позволить освещению Недель Моды быть объективным и честным только на страницах ни от кого не зависящих, вольных блогов. Пресса – превыше всего.

 

Ольга Котрус

IZUM.ua

Читать также

tratatataya 21 июля 2011, 13:47 #
К слову об украинской моде: http://www.vogue.it/en/talents/blog-from/2011/03/kiev-fashion-days http://imaginefashion.com/news/days-and-nights-in-kiev http://www.vogue.ru/news/daily/226575/ http://www.vogue.it/en/shows/fashion-daily-reports/2011/03/kiev-fashion-week http://www.vogue.it/en/talents/blog-from/2011/03/impressions-from-kiev http://www.vogue.ru/fashion/section_8962/gallery_8963/ http://www.vogue.ru/fashion/section_8978/gallery_8979/ http://www.vogue.ru/fashion/section_8975/gallery_8976/ http://www.zootonline.com/2011/04/05/from-kiev-with-love/