Курсы стиля в Академии Andre Tan. День 3, 4

От простого начала - к сложному и захватывающему продолжению. На курсах стиля в Академии Andra Tan мы изучаем историю костюма. Первые два занятия были посвящены Древнему Египту и Греции, а сегодня поговорим о том, что носили во время двух огромных по своим хронологическим рамкам периодов - Средневековья и Возрождения.

Итак, начнем с темного, мрачного и немного дикого Средневековья. После свободных нравов Древнего Египта и Античности церковь включается в "дела земные" и стремится контролировать все сферы жизни человека - моду в том числе. Именно она формирует новый, так скажем, библейский идеал человека. Античные же ценности и идеалы нивелируются целиком и полностью. Теперь красивой считается неземная женщина, которая является примером духовного служения.

 

Untitled-10.jpg

 

Женщина - ангел во плоти, она не может себе позволить думать о мирских заботах и проблемах, она должна полностью отдавать себя в мыслях и действиях Господу. Отсюда и консервативность в одежде: женщины закрывали ноги и грудь, собирали волосы. Акцент делался на лице (для того, чтобы больше открыть лицо, выбривали лоб), стремились показать кисти рук.

Вот уж в чем не знали меры женщины Средневековья, так это в украшениях - чем больше, тем лучше. Порой надевали на себя невообразимое количество драгоценностей, чтобы подчеркнуть свой статус в обществе. Конечно, не только по драгоценностям можно было определить происхождение особы, длина подола ее юбки, длина шлейфа также говорили о знатности дамы.

Сам же период Средневековья можно разбить на более мелкие: романский и готический. Связано это с изменениями в строительстве и архитектуре: строения романского периода - монолитные, широкие, мощные, нерушимые. Готического - наоборот, летящие, воздушные, изящные, стремящиеся ввысь. Точно так же можно охарактеризовать и модные тенденции этих периодов.

Untitled-4.jpg

Костюмы романского периода (слева), костюмы готического периода (справа)

 

Исходя из минимальных представлений о готическом стиле в архитектуре, мы можем представить себе одежду человека того периода - воздушная, легкая, изящная, парящая, стремящаяся вверх. Женщины и мужчины носят головные уборы-колпаки, напоминающие шпили готических соборов.

 

Untitled-2_2.jpg

 

После консервативного Средневековья приходит следующий, более радостный и динамичный, более яркий и индивидуалистичный этап - Возрождение. В этот период люди увлечены идеалами античной эпохи: расшифровываются трактаты того времени, предметы искусства вновь считаются достоянием общества. Человек вновь, как никогда, близок с природой, а влияние церкви уже не столь велико. Все эти факторы, в первую очередь, отразились на костюме - вопреки изощренно искусственному Средневековью, Возрождение «ставит» наряд на свое место. Теперь костюм соответствует фигуре, все находится на своем месте, а волосы - вновь распущенные, в моде не собранные золотые локоны (как носили в Древней Греции). Прическу украшали лентами, бусами, драгоценными камнями. Остался один из характерных для Средневековья элементов прически - выбритый либо чрезмерно открытый лоб. Правда, в Возрождении это имело несколько иное значение - большой лоб был признаком большого ума, мудрости, всезнания.

 

Untitled-5_1.jpg

"Дама с горностаем" Леонардо да Винчи

 

Конечно же, разные страны трактовали Возрождение по-своему. Например, в Испании влияние церкви на человека не утратило своего суггестивного характера. Церковь все еще считала своим долгом противостоять моде, поэтому, в женском костюме происходят некоторые преобразования - запрет на декольте. Да, испанским женщинам не посчастливилось, ведь в тот период, когда женщина гордилась и смело показывала все свои достоинства, испанки были вынуждены носить тугие корсеты, сдавливающие грудь донельзя. Но из любой ситуации можно найти выход - испанки придумали бусы-нашивки в виде женской груди.

 

Что касается Венеции, то женщины знатного происхождения имели привычку одеваться как можно более закрыто, чтобы отличить себя от куртизанок. Правда, меры в украшениях не знали - жемчуга присутствовали во всем: подвески, медальоны, сетки для причесок и прочие украшение. Жемчугами сияло все - это видно на примере портрета знатной дамы Элеоноры Толедской.

 

Untitled-16.jpg

"Портрет Элеоноры Толедской с сыном", Аньоло Бронзино (1545)

 

В эпоху Возрождения человек живет не только в гармонии с природой, но и в гармонии с собой, соответственно, красота тела и самолюбование приветствуются. Пример - немецкий живописец и график Альбрехт Дюрер. На автопортретах мы можем не только ознакомиться с деталями и особенностями мужского гардероба, но и, судя по количеству автопортретов, можем судить о нем самом - самодоволен, уверен и бесспорно красив.

 

Untitled-14.jpg

Автопортреты Альбрехта Дюрера,
слева - 1498, Прадо, Мадрид, справа - 1500, Старая пинакотека, Мюнхен


Конечно, это лишь малая часть информации о периодах Средневековья и Возрождения: мы уже понимаем, кем был человек в эти периоды, и какими были его идеалы. Постепенно подбираемся к современной моде, далее нас ждут не менее интересные эпохи - Бакокко, Ампир, Рококо. Ждем следующих занятий!

 

Читать о курсах стиля на сайте Академии Andre Tan

 

Саша Буханова

IZUM.ua

 

Читать также

Добавить комментарий